Насколько сильно человек может переживать своё одиночество? Что происходит внутри него, когда внешне он кажется вполне спокойным? Это не каждый сможет понять, да и не каждый задумается об этом. Чувства других могут быть непонятны и сложны. Но Федор Достоевский рисует их очень отчётливо в своей повести «Белые ночи». Возможно, потому что он сам всё это чувствовал и был таким же, как и герой его произведения. И читателю тоже кажется, что он чувствует это. В повести так много эмоций, что все их пропускаешь через себя. Писатель талантливо передаёт переживания своего героя, вызывая сочувствие и надежду на лучшее.
Главный герой повести Мечтатель. Он далёк от внешнего мира с его суетой, материальные ценности не являются чем-то значимым в его жизни. Мечтатель робкий и очень одинокий человек. Но у него богатый внутренний мир. Он чувствует природу, город со всеми его улочками, видит красоту там, где другие идут мимо, занятые своими мыслями. Он один, и ему нелегко кому-то открыться. Но однажды, когда в Петербурге наступает время белых ночей, он встречает девушку Настеньку. Милую, открытую, очаровательную. Мечтатель открывается ей, а Настенька рассказывает свою грустную историю любви. Она видит в нём родственную душу, друга, а он понимает, что уже беззаветно влюблён в неё…
Повесть обозначается как сентиментальная. Так и есть. Основной упор в ней сделан на чувства. Автор не даёт конкретного имени герою, называя его просто Мечтателем, показывая, что им может быть любой. И сколько таких одиноких и замкнутых людей вокруг… И каждый из них найдёт в Мечтателе родственную душу.
В девятом томе Собрания сочинений печатаются части I–III последнего романа Достоевского «Братья Карамазовы» (1879–1880), впервые опубликованного в журнале «Русский вестник» с подписью: «Ф. Достоевский». Отдельным изданием роман вышел в двух томах в Петербурге в декабре 1880 г. (на титульном листе обе книги помечены 1881 годом). Окончание романа (часть IV. Эпилог) будет напечатано в томе десятом.
История обыкновенности
Понятие «адуевщина», в отличие от «обломовщины», не вошло во фразеологические словари, хотя, надо признать, оно не уступает последнему в психологической универсальности, во всечеловеческой подлинности. Критики-современники, писавшие о первом романе Гончарова, использовали это понятие как имя нарицательное. «Адуевщина» — это избыточное прекраснодушие, крайняя наивность, инфантильность провинциального «мечтателя», являющие себя в каждом его слове и жесте, те сформированные временем, средой, воспитанием свойства, которые трудно и медленно поддаются изменению, препятствуя необходимому взрослению, личностному росту, обретению самостоятельности.
Куприн, А.И. Яма : роман / Александр Куприн. — М. : Издательство Вече, 2017. — 384 с. — (100 великих романов). Знак информационной продукции 16+ Александр Иванович Куприн (1870—1938) начал писать «Яму» в 1909 году и завершил работу над произведением только через шесть лет. В русской литературе о женщинах легкого поведения писать было не принято, но Куприн «взломал» стереотипы, создав яркие характеры «русских гетер», правдиво и искренне показал атмосферу жизни своих героинь.
«Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета. К числу таких характеров принадлежит купеческая жена Катерина Львовна Измайлова, разыгравшая некогда страшную драму, после которой наши дворяне, с чьего-то легкого слова, стали звать ее леди Макбет Мценского уезда...»