О теме общественных устоев и ценностей, значения отдельной личности и ее статуса рассуждают многие, не только философы или социологи, но и обычные люди. Также эта тема волнует и писателей, которые через художественные образы отражают свое мировоззрение, ведут беседу с читателем в надежде достучаться до его сердца. В повести «Шинель» хорошо можно увидеть восприятие Н. В. Гоголем особенностей жизни в столице и отношений людей.
«Смерть чиновника» — юмористический рассказ великого русского драматурга Антона Павловича Чехова (1860–1904).*** Экзекутор Иван Дмитриевич Червяков однажды отправился в театр, где с ним произошел маленький конфуз: он случайно чихнул на статского генерала Бризжалова. Комический сюжет дополняют точные и емкие детали, которые всецело раскрывают суть рассказа. Рассказ также известен читателю благодаря одноименной экранизации. Чехов Антон Павлович — автор знаменитого сборника «Рассказы», повести «Палата № 6», пьес «Вишневый сад» и «Чайка», а также знаменитых рассказов: «Три сестры», «Дама с собачкой», «Толстый и тонкий», «Человек в футляре», «Тоска», «Смерть чиновника», «Хамелеон» и других. Уже более столетия произведения А. П. Чехова покоряют мировые театральные сцены: по количеству сыгранных пьес он уступает лишь английскому драматургу Уильяму Шекспиру.
«Илья Муромец и Соловей-Разбойник» — произведение героического народного эпоса киевского цикла былин. *** Эта былина рассказывает о воинских подвигах русского богатыря. В произведении переплетаются фантастические и реальные образы, ей присущи особые выразительные средства: троекратные повторы, гиперболы, сравнения, метафоры, эпитеты, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Богатырь фигурирует также в былинах «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Калин-царь», «Илья Муромец и змей».
«Недоросль» — одна из наиболее известных пьес выдающегося русского литератора 18 века Дениса Ивановича Фонвизина, вот уже много лет неизменно входящая в программу общеобразовательных школ. Многие цитаты из этой пьесы стали крылатыми, а саркастический юмор, с которым Фонвизин вывел на сцену семейство «недоросля» Митрофанушки Простакова и его окружения, не имеет себе достойных аналогов за последние два века русской литературы.